Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
04:14 

Могу не копать!

Sapienti sat.
...Итак, вы хотите работать в нашей компании, а что вы умеете?
- Ну, я... могу копать.
-М! Отлично! А может быть вы умеете что-нибудь еще?
- Могу не копать.
- Не копать! Это как раз то, что нам нужно! Где вы этому учились? Мы давно ищем такого специалиста! Кажется у меня есть для вас предложение, от которого вы не откажитесь! Вот что мы сделаем: вы отправитесь к себе домой и будете там не копать. Оплата будет рассчитываться из формулы - ваша ставка умноженная на объем выполненной работы. К сожалению мы не можем предложить почасовую оплату - такова политика нашей фирмы. Зато у вас будет полный соцпакет! Больничный, правда вы сможете взять, только в случае полной неспособности выполнять свои обязанности. Ну и ежемесячные отчисления в пенсионный фонд 22% от ваших доходов, но не ниже минимальной оплаты труда. Зато у вас будет абсолютно свободный график работы! Вы можете НЕКОПАТЬ когда захотите! Некопать! Это же гениально. Я думаю у вас впереди блестящая карьера. Не ранее чем через год вас ждет повышение - мы будем отправлять к вам лучших сотрудников, чтобы они учились некопать у вас. Только подумайте, вы станете главой отдела некопать! Я бы посоветовал вам как можно быстрее запатентовать некопать...

22:36 

О героях и нескромности

Sapienti sat.
- Слава Украине! Героям Слава!
- А кто герои?
- Мы герои.

Взрыв петарды и концерт под СИЗО. Как в Киеве прошел "Марш героев"

02:15 

Пятнадцать вопросов русским. Номер 5.

Sapienti sat.
snob.ru/selected/entry/78015
Какова наша национальная трагедия? То есть какова наша главная победа — понятно. И понятно, что трагедий у нас было столько, что хватило бы на десять народов. Но все же какая наша трагедия главная? Монголькое иго? Церковный раскол? Многовековое рабство? Революция? Коллективизация? ГУЛАГ? Распад Советского Союза?
Мне было бы проще начать с себя. Можно по-разному подойти к понятию "трагедия", что это вообще? Пережитые страдания? Потеря близких? Потеря себя? Не хотелось бы что-то называть несущественным. В любом случае трагедия тяготеет к завершённости. Для индивида – это конец индивида, для народа – это конец народа. По-гречески это вообще за пределами добра и зла, это свершившаяся Судьба и важно только то, как ее встретить. Так, кстати греки и оценивали счастье – как Солон описывал Крезу судьбы умерших людей. Ну вот, предположим, что наша главная трагедия еще впереди – гибель русского мира – что это по сравнению со всеми ГУЛАГами, войнами, рабствами? И все же Россия намного опередила исчезнувшую Византию для того, чтобы ее культура жила еще долгое время после гибели цивилизации. А если вы ставите страдания индивида превыше всего, то нет трагедий острее и прочувствованее, чем вымышленные трагедии – истории Эдипа, Кориолана, Гамлета. Это самые настоящие катастрофы — просто не укладывается в голове "как быть?", просто невозможно отбросить и не думать о них. Русские драматические произведения уступают этим примерам по масштабности, но я, как человек владеющий прежде всего родным языком, лучше чувствую наши произведения. Это "Дворянское гнездо" и "Рудин" Тургенева, это Чехов "Цветы запоздалые", "В овраге", "Огни"... Собственно, не так много я могу вспомнить из русской литературы настоящих тяжёлых произведений, но многое из русской литературы направлено на "очищение трагедией".

02:23 

Семиосфера

Sapienti sat.
Враждебная культура зачастую понимается как мир хаоса, ей отказывается в культурности, даже если речь идет о более древнем и развитом обществе. Так, например, эллины называли варварами персов, которые были цивилизованы веками ранее греков. Это все уже не раз повторялось - не я первый, не я последний. Но вот что интересно. К этой самой "не-культуре" применяются черты субъектности. Типичный пример, когда украинец показывает на какого-нибудь пьяного (агрессивного, неумного, некрасивого - нужное подчеркнуть) русского - и вот перед нами вся нация. И наоборот. Подобная логика была распространена в средневековье. Например, когда царь Иван Грозный казнил боярина, его участь разделяли все домочадцы, включая холопов. Потому что субъект не личность, а род.

01:40 

Ололотман!

Sapienti sat.
Я читал много хороших книг. Слушал много хороших лекций. Иногда сам что-то рассказывал. Всегда было непонятно что является критерием хорошего текста (письменного или устного - неважно). И вот, кажется, один закон я понял - недосказанность. Если мысль - действительно мысль, то она никогда не начинается (и не всегда заканчивается) готовыми выводами. Вот, например, читаю лекции Юрия Михайловича "Пушкин и его окружение". Вот он рассказывает про мадам Смирнову, урожденную Россет. Это была фрейлина императрицы, знакомая Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Гоголя и многих других менее известных. Умная, волевая женщина, которая не лезла в карман за словом даже перед императором. И вот товарищ Лотман очень увлекательно рассказывает о ее отношениях с Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым, проходимцем Вигелем... И кроме общих фраз почти ничего о ней самой! Да и вообще. Мало! Вот каналья!

01:34 

Мужские слезы

Sapienti sat.
Причина по которой люди не приемлют мужские слезы заключается в том, что это свидетельство потери самообладания - человек не владеет собой. Заметим, что мальчик-ребенок не считается опозоренным, если плачет, т.к. он не субъект своей воли, а объект воли родителей. В традиционном обществе мужчина обладает высшей субъектностью, т.е. пользуясь своей силой, он имеет преимущество перед женщиной в принятии решений, поэтому ответственность - это его честь и бремя. Он более свободен, но в то же время расплачивается нетерпимостью к любому проявлению моральной слабости. Когда женщина претендует на субъектность (равно свободе), она неизбежно должна попадать под тот же самый закон. Для свободного человека позор потерять самообладание - потерять на какое-то время свою свободу, значит не иметь ее вовсе. В то же время слезы являются не только свидетельством моральной слабости, но и проявлением эмоций, чего Человек стыдится не должен. Ведь они могут быть и положительными. Впрочем самые крутые ригористы считают, что и эмоции это такая же потеря свободы, т.к. чем больше человек проявляет чувств, тем меньше у него остается разума.

@темы: он висит и стонет, а я сяду против него и буду ананасный компот есть

03:00 

Пророчества

Sapienti sat.
Наш Федор Михайлович известен смакотой описания уродства людского и зверств. Литература же. Опуская его личный "опыт", материала у него было в избытке. Даром что ли отмотал в лагерях н-ное количество трудодней? Жизнь тяжелая и скучная, вот и какой-нибудь сосед по нарам подкинет сюжет-другой. Кстати в те времена смертная казнь применялась преимущественно к политическим клиентам. А к уголовникам, даже самым чикатилам-потрошителям, всего лишь каторга (Да здравствует наш суд!). И вот рассказывает такой душка смакуя подробности муки своей жертвы и все понимают, что это самые яркие впечатления в его жизни. А Федор на соседней шконке, наверное, думает: вот эти-то и будут делать революцию!

@темы: он висит и стонет, а я сяду против него и буду ананасный компот есть

02:41 

Интеллигенция в России

Sapienti sat.
Очень жестко и очень правда. Надо как-то ответить, а нечем пока.

16:11 

Язык Платона

Sapienti sat.
Лосев - умничка.

Почти все крупнейшие философы Нового времени дают изложение своей философской мысли в уже готовом и продуманном виде. Часто бывает не видно, как они дошли до своей системы и какие сомнения обуревали их перед ее открытием. Такую систему остается только усвоить, и вы уже знаете концепцию данного философа. Совсем другое – Платон. Свои концепции он заставляет читателя продумывать так же, как их продумывал он сам. Он не скрывает своих сомнений и неуверенности, своей слабости во многих вопросах, своих тяжелых усилий понять предмет, часто беспомощных и безрезультатных. Разве это не демократизм мысли, и разве могло это не быть привлекательным для многих тысяч читателей разных стран, эпох и народов?

Язык Платона тоже все время держит нас в напряжении. Вот-вот он скажет что-то решающее и окончательное, а он этого все не говорит и не говорит. А иной раз он одной лишь фразой сразу извлекает нас из области сомнений и смутных домыслов. Излагать философию Платона как систему – это истинное мучение, ибо философскую систему Платона приходится реконструировать из его отдельных, разрозненных и часто противоречивых суждений. Прибавьте к этому, что у Платона термины, как правило, многозначны, и даже знаменитый термин "идея" имеет несколько разных значений. Платон менее всего догматичен. Его философский метод – это метод острейшего критицизма и никогда не кончающейся диалектики.

03:57 

Пятнадцать вопросов русским. Номер 4.

Sapienti sat.
www.snob.ru/selected/entry/78015
Как выглядит русский пейзаж? Ну, то есть я вполне могу представить себе человека, который, из дальних странствий воротясь, умиляется русским березкам. Но станете ли вы в патриотическом восторге целовать черный камчатский песок? А мокрую ямальскую тундру? Где эти границы родного? Про Крым понятно, что он священная земля — «слава русских моряков» и все такое. Но если бы Хрущев отдал Украине не Крым, а Белгородскую область, было бы менее обидно? Вот я и спрашиваю: где границы священной родной земли? Кунашир, Итуруп и Шикотан, положа руку на сердце — это родная земля? Или просто жалко отдать? А Аляску жалко, что отдали?
Однажды ехал с другом на Алтай и на определенном отрезке пути местность как-то резко сменилась. Тогда я постоянно тыкал пальцем в бок своему товарищу и бубнил – нет, это же не Россия! Понятно дело, границу мы не пересекали, и мой собеседник был из такого распространенного типажа, который назовет Россией любую территорию, где развивается триколор, даже если это будет посольство в Камеруне. Я в общем его понимаю, но тогда я увидел другое. Судя по той картине, местные россиянами себя считают во вторую очередь (в лучшем случае), а на первом месте – республика. У "типичных русских", как мы с товарищем как раз все наоборот. И эстетика тут играет важную роль.
Казалось бы мне как человеку выросшему в Западной Сибири может показаться странным все это нытье по березкам. Самое большое в мире болото – Васюган, вот мой родной пейзаж! Сосновый бор (томичи поймут, кхе-кхе) - куда величественнее лиственной мешанины! Или вот еще пример: в Одессе тоже кто-то посадил березки. Да, да! Только они такие жалкие в этом климате, что не вдохновляют, знаете ли. Я бы исходил из того, что родной пейзаж тот, где человек вырос. Почему мы исключаем вариант, что русский человек может вырасти и в тундре и на Шикотане? В детстве, начитавшись Джека Лондона, я мечтал жить в таких краях. А если серьезно, могу сказать, что некоторые конкретные пейзажи действительно врезались в мою память, они связаны с конкретным временем и соответствующими воспоминаниями. Сладко манят они время от времени и навивают ностальгическую тоску. Это и березки, и сосны, и бескрайняя степь с вольным ветром и чувством бесконечной свободы. Хотелось бы побывать и в более суровых краях, моей Родины. Мне кажется, что русский человек скорей изноет где-нибудь на Гоа, чем там, где многие декабристы нашли свое последнее пристанище.

00:31 

Пятнадцать вопросов русским. Номер 3.

Sapienti sat.
www.snob.ru/selected/entry/78015
Что хорошего в русских? Ну, то есть, что в русских плохого, мы знаем: много пьют, агрессивные и заказывают перед ужином капуччино. А что хорошего? Положительные и уникальные черты национального характера каковы?
Интеллигентность. Это качество критически мыслящей, нравственной личности. В Европе много критически мыслящих людей, много нравственных людей, есть и те в ком эти качества сочетаются, но только в России интеллигентность является культом. Интеллигентность - это прежде всего самоуважение. Униженный человек не способен уважать себя, тем более других. Отсюда хамство, лень, невежество. Отсюда рабство. Это тип человека, а не нации. Интеллигентность наоборот выводится только из общества. В постсоветском обществе таких людей ПОКА больше, чем в остальном мире. Интеллигентность ругают менеджеры, которые хотят эффективности, ругает быдло, которое хочет чтобы низость оставалась незамеченной, ругает и сама интеллигенция, поскольку не чужда самокритики. Может быть мы вымрем через несколько поколений, но тогда это будет совсем другая Россия.

01:21 

История и письменность.

Sapienti sat.
Мысль из статьи Лотмана. Подробнее тут.
Письменность возникает там, где есть прецедентная память. Когда надо запомнить что-то необычное, рождаются формы запоминания. Если потребность общества заключается в запоминании нормального, постоянного, оно уделяет внимание календарю например. Поэтому в некоторых южноамериканских цивилизациях при развитых технологиях письменность не встречается.

02:36 

Пятнадцать вопросов русским. Номер 2.

Sapienti sat.
www.snob.ru/selected/entry/78015
Испытываете ли вы удовольствие от того, что вы русские? Испытываете ли вы радость хотя бы от того, что понимаете непереводимые русские слова и выражения, типа выражений «да нет» или «всё ничего»?
Вспомнился мне стих, который Толстой привел в "Войне и мире" от имени графа Растопчина: Je suis né Tartare. Je voulus être Romain. Les Français m'appelèrent barbare. Les Russes — Georges Dandin. То есть: Я родился татарином. Я хотел быть римлянином. Французы называли меня варваром. Русские — Жоржем Данденом.
Да, мы много кем хотели бы быть. Вспоминаются люди, косплеящие японцев, монголов, римлян, индейцев, эльфов, орков... Кто они? Кем были декабристы, которые превозносили все римское и которые умерли русскими героями? Какой интерес быть тем, кого и так много вокруг? Можно ли испытывать удовольствие от того, что дышите воздухом, когда в нем нет недостатка? В России "самые русские" - это или неоязычники, или слишком православные или политики. Именно они тыкают другим русским, мол какие все предатели славянской идеи. Только барану будет нравиться другой баран. Человека всегда интересует что-то, чего нет в нем. Настоящее удовольствие от принадлежности к нации приходит когда находишься среди других. Живя в России я гордился тем, что я украинец. В Украине, испытываю удовольствие от своей русскости. Может быть поэтому Гоголь писал "Мертвые души" в Риме? Наверное здорово участвовать в спортивных состязаниях за свою страну, или в гонке технологий или, или наоборот сотрудничать в науке. Ну и конечно не здорово, когда война ставит народ в положение различия, заставляя чувствовать себя лучше врага.

16:31 

Пятнадцать вопросов русским. Номер 1 (продолжение).

Sapienti sat.
www.snob.ru/selected/entry/78015
По мне так Пушкин - это самый русский из всех кого я знаю. Но если бы он жил сегодня, его вряд ли бы позвали на какой-нибудь "русский марш" или что там у них... Но это так, к слову. А по делу я заметил такую вещь, что многие люди не знают, что ответить когда им задают вопросы про них же. Однажды я готовил сборник в честь 20-летия спортивного учреждения, в котором работал и спрашивал тренеров, что они сделали за свой многолетний стаж, чего бы им хотелось поведать потомкам. Ответ могли дать единицы. А уж ответ о своей идентичности и того сложнее. На выходе получается или что-то примитивное или невразумительное. Гораздо проще идет разговор, когда можно обратится к какому-то тексту. Например украинцев легко воспринимают по произведениям Гоголя, который в свою очередь отражал культуру и быт запорожцев. Но галичане и гуцулы не подходят к этому описанию. Поэтому вопрос о национальности определяет дискурс. Если коротко, то "как скажешь, так и будет". Необходимо не только сказать, но и настаивать. Например "Татьяна (русская душою)", и в то же время "она по-русски плохо знала". Возможно ли это? Да, Пушкин настаивает на русскости Татьяны и мы верим ему, верим, что быть русским - это прекрасно. Русским могут говорить, что они пьяницы и они будут верить в это, и даже гордиться. К счастью, чтобы участвовать в дискурсе, нужно быть гением. Впрочем гении могут находить в русских отвратительные черты, но лишь потому, что человек обладающий интеллигентностью, не может лгать. Тогда появляется "прощай немытая Россия" или "это еще ничего, что в Европе за наш рубль дают один полтинник, будет хуже, если за наш рубль станут давать в морду". Русский интеллигентный человек не может без боли писать или говорить такое. Это наша правда и это наша боль. Но правда еще и в том, что Галустяна орущего "Тагиииил!" забудут очень скоро, а Цой - ЖИВ! Люди помнят слова, которые были однажды сказаны, и тот у кого слова правильные, тот и участвует в дискурсе.
читать дальше

05:09 

Пятнадцать вопросов русским. Номер 1.

Sapienti sat.
www.snob.ru/selected/entry/78015
Вопросы г-на Панюшкина весьма провокационны, некоторые неприятны, но раз они есть, надо ответить. Некоторые вопросы фундаментальны, поэтому постараюсь каждый день что-то писать по одному. Итак, поехали.

читать дальше

01:36 

Однако, здравствуйте!

Sapienti sat.
Похоже в Украине слово "хуйло" перестало быть матерным или вульгарным, потому что многие хорошие люди говорят его слишком часто.

@темы: наблюдения

04:02 

О вопросах

Sapienti sat.
Нас ведут вопросы. Но они не мучают меня так истошно, как, например, Толстого. Простые вопросы о смысле благосостояния, славы, воспитания детей и даже величия. Вообще я не против Толстого, но против бездумного подражательства. Его нравственная колоссальность внешне не имеет признаков гениальности. Ну аскетизм опрощение, ну и что? Философия Платона отвечает на вопрос "Что?", Толстой задавал вопрос "Зачем?" Первый вопрос я даже не пытаюсь задать, но и не чувствую второго. Шоб було? Типа сначала добейся... Да, да. Вот именно так я и думаю. Знаю куда иду, не знаю, что будет после. Стыд мне.

@темы: он висит и стонет, а я сяду против него и буду ананасный компот есть

01:35 

Фи-физики

Sapienti sat.
Когда особо одаренные "технари" спрашивают меня, мол, нафига вы (гуманитарии) вообще нужны, я вспоминаю один случай в аспирантуре. Тогда я считал себя тру-историком и очень гордился этим. Однако мою тему все больше кренило в сторону культурологии, пока на очередном заседании кафедры мне сказали что-то типа: "Ну все побаловался и хватит, давай переходи в философию - у тебя от истории ничего не осталось". Некоторую спесь с меня сбили естественно, зато завкафедры, продолжая свои доводы, развлекла меня одной забавностью: "Это ерунда, бывает и ФИЗИК такого наисследует, что его заставляют переходить в философию!" Я представил себе какой удар по самолюбию этих товарищей с ЧСВ не меньше чем у Стивена Хокинга :alles: Как так! Я же ТруЪ физик! Илита! А тут нате... Онтология, феноменология, причинность. Ну или что там у них?

02:02 

Программное

Sapienti sat.
День труда над статьей и скучный итог. Шлифовка намного утомительней, чем построение концепции. Правда, как посмотрю, некоторые шлифуют нечто под названием ничего. Так что мне грех жаловаться.

12:36 

Смеркалось

Sapienti sat.
В этой каше-малаше настал тот момент, когда бесят обе стороны. Большинство из тех кто имеет рупор несут такую чушь, что очень сложно держать себя под контролем. Правые и левые, Север и Юг несут свою агрессивную чепуху, макая друг друга в известное место, исследуя под микроскопом исторические корни оппонентов. Эти "исторические" "исследования" проводят не то программисты, не то журналисты с экономическим образованием, и там на основании какой-то занюханной монетки какого-то туманного века строятся далеко идущие выводы. А выводы эти сводятся к такой унылой банальщине, что что набила оскомину еще со времен д'Артаньяна. Самое забавное - и те, и другие говорят, что на стороне оппонентов "есть же нормальные адекватные люди", но, как правило, их нормальность и адекватность заключается в том, что они просто молчат или, что еще хуже, подтявкивают другой стороне, поливая грязью своих.

@темы: он висит и стонет, а я сяду против него и буду ананасный компот есть, Rostra Vetera

Тускуланские беседы

главная